Как «получаются» плохие и хорошие продажники. Стратегии удачников и неудачников.
Мне приходилось и писать, и говорить, что работа в продажах очень непроста. Продажник напоминает сразу нескольких персонажей: врача, мошенника, гипнотезера, секретного агента…Задача продажника на конкурентном рынке, особенно в случае отсутствия поддержки сильным брендом, произвести небольшой переворот в сознании клиента, исключительно опираясь на собственные ресурсы: свою личную силу, обаяния или умением повлиять на решение клиента.
Практическое руководство о том, как стать хорошим продажником, в ракурсе коммуникационных умений и навыков, опубликовано в специальной статье "Как стать хорошим продажником? Неполное, неокончательное, но практическое руководство по развитию ключевых коммуникативных компетенций".
В этой статье я расскажу о психологии продажника и о том, почему, зачастую, ни книги, ни тренинги не помогают стать хорошим специалистом по продажам.
Существует два полярных мнения: мнение первое - продажниками рождаются, мнение второе - продажником можно сделать каждого. Я не придерживаюсь в чистом виде ни одного из этих мнений, так как имею свое собственное, основанное на более чем 15-летнем опыте проводения различных тренингов по продажам. Это и классический тренинг "Активные продажи", который я сильно модифицировал и адаптировал к реалиям бизнеса в России; это тренинг для опытных менеджеров "Экспертные продажи", который дает уникальную технологию продаж сложных продуктов и решений, продаж на рынках с высокой конкуренцией.
Я уверен, что есть люди, совершенно не пригодные для продаж, и я знаю, что есть люди, потенциально могущие стать хорошими продажниками. Но если мы спустимся с небес на землю, мы быстро понимаем, что разговор о потенциале или потенциальных возможностях менеджера по продажам не имеет большого практического смысла. Как бы человек, на входе, не был хорош, его все равно надо учить продавать. А вот по поводу обучения продажам существует масса вопросов, сложностей и заблуждений.
Начнем с того, что большинство хороших продажников продают абсолютно бессознательно. Я утверждаю, что это так, несмотря на то, что они будут отрицать этот факт. Я не хочу сказать, что они совсем не понимают того, что именно они делают. Хотя чаще всего, именно не понимают. Я хочу сказать, что их техники и навыки продаж сформировались самостоятельно и под влиянием случайных факторов.
Таких специалистов по продажам я называю реактивными. Забегая вперед, скажу, что существует и противоположный тип менеджера: проактивный. О нем я подробно расскажу в следующей статье.
В данном случае слово реактивный не означает быстрый, а значит реагирующий. Человек, находясь в реактивной позиции, не управляет ситуацией, а управляется ею. Таким образом, реактивный менеджер по продажам только реагирует на клиента, не пытается управлять ни своим поведением, ни решениями и поведением клиента.
Реактивный менеджер делает то, что получается само собой. Поведение такого менеджера в высокой степени бессознательно.
Поясню свою мысль. Возьмем молодого, талантливого, начинающего продажника. Его обучают какой-то технике продаж. Какой - неважно. Во время этого обучения в его кратковременную память закладывается огромное количество теоретических моделей и способов их применения. Получив это все и попробовав применить в условиях тренинга на коллегах, наш начинающий продажник еще до первого контакта с реальным клиентом отбросит большую часть техник и знаний просто потому, что ни ему не понравятся или он сочтет их не очень важными. Этот процесс происходит всегда и при любом обучении. Если мы вываливаем на человека ворох информации, его мозг автоматически разбивает ее на более значимую и менее значимую, и в целях экономии энергии и времени стирает незначимую информацию. Весь вопрос только в том, на основании каких критериев мозг нашего юного продажника пометил информацию (от тренера или начальника) как не значимую. Ответ на этот вопрос не знает никто, даже сам продажник. Он, конечно, может что-то промычать на эту тему, но верить этому не следует. Процесс селектирования информации на значимую и незначимую происходит бессознательно и мало зависит от субъекта. Мы можем, конечно, предположить, что критерии разделения информации будут зависеть от темперамента нашего продажника, его ценностей, детских переживаний и т.п.
На самом деле, для нас это все совершенно не важно. А важно то, что на первую встречу с клиентом после обучения менеджер выходит уже не с тем арсеналом знаний и техник, которые ему дали, а тем, которое осталось у него в голове благодаря незаметной активной его подсознания. И, самое главное, в чем я ни раз убеждался, то, что остается в голове у менеджера, практически никогда не представляет собой цельную систему. То, что остается у него в голове, похоже на то, что остается в голове десятилетнего ребенка после просмотра интересного кино: масса впечатлений, воспоминания о том, что все это было очень интересно, вытекало одно из другого плюс набор отдельных эпизодов.
Десятилетний ребенок не будет в состоянии без специальной подготовки воспроизвести сюжет фильма, не выкинув случайно целые сюжетные линии, большие эпизоды и смысл всего фильма.
Если не верите, попробуйте сделать такой эксперимент. Можете сделать его с ребенком, а можете - с Вашим менеджером после обучения, денька через два. Будете впечатлены.
Этот совет для тренеров или начальников.
Если Вы - менеджер по продажам, попробуйте взять ручку и бумажку и воспроизвести все то, чему Вас обучили на тренинге, выстроив это все в систему. Сами убедитесь, что Вы многое забыли, а то, что помните, можете объяснить в общем и целом, без всяких деталей, а иногда (уж извините меня) и без всякого смысла.
Возвращаемся к нашему менеджеру: он выходит с тренинга и идет к клиенту. В голове у него уже неполный набор инструментария для работы с клиентом, причем этот инструментарий в реальной жизни он ни разу не применял. Как Вы думаете, сколько нормальный менеджер может применить техник при взаимодействии с одним клиентом сразу после обучения? Две-три максимум. Какие-то из этих техник сработают, а какие-то нет. Как Вы думаете, будет ли наш менеджер повторно пробовать на других клиентах те техники, которые не сработали? В большинстве случаев - нет.
Менеджеру ведь надо продавать и зарабатывать деньги, а не экспериментировать. И в сознании нашего менеджера техника, которая один раз не сработала, помечается как неэффективная. Менеджер, чаще всего, даже не задает себе вопрос, а почему эта техника не сработала. У него нет на это времени, он должен звонить или встречаться со следующим клиентом. Почему эта техника не сработала - неизвестно. Сам менеджер никогда не сможет проанализировать и объяснить это. Он даже не сможет воспроизвести свой диалог с клиентом.
Причин может быть множество. Менеджер мог неправильно применить ту технику продаж, техника могла не подходить к конкретной ситуации взаимодействия с клиентами, техника могла не подходить к конкретному типажу клиента, техника могла быть применена с нарушением последовательности шагов и т.д. Причин много, результат один: этой техникой менеджер больше пользоваться не будет. На следующую встречу он пойдет уже без нее. В результате, через некоторое время после обучения, в арсенале менеджера остаются только несколько простейших приемов или техник, которые несколько раз сработали. Это, конечно, лучше чем ничего. Но такое обучение, по-сути, крайне неэффективно. Именно потому, что не обучающийся, ни тот, кто его обучает не контролирует и не управляет процессом внедрения изученного в практику.
Почему-то считается, что пара тренингов по продажам в год достаточно для того, чтобы в целом подготовить продажника. Представьте себе, к каким последствиям привела бы подобная система подготовки врачей или хирургов. Вы бы «отдались» таким специалистам? Вряд ли…А вот финансовые результаты компаний в большинстве случаев отданы в руки именно таких специалистов.
Что происходит дальше с менеджером по продажам? У него в голове сформирован устойчивый набор из нескольких простейших инструментов и это набор менеджер по продажам активно защищает. Этот набор позволяет ему активно работать и зарабатывать, а также иметь приемлимый уровень неудач. Если мы попытаемся научить менеджера по продажам работать более эффективно, мы, скорее всего, столкнемся с явным или замаскированным саботажем. Этот саботаж происходит не только из-за ослиного упрямства менеджера, он имеет под собой и вполне рациональную основу. Как только мы начнем внедрять в работу менеджера принципиально новые инструменты, он неизбежно должен будет пройти через череду ломок и неудач при попытках применить эти новые инструменты. Никто не любит выход из зоны комфорта. А для менеджера по продажам это выход не только из психологической зоны комфорта, но и потеря в деньгах. Мало кто из менеджеров обладает по-настоящему «длинным мышлением». На словах, они, конечно, согласны с тем, то изучив новые техники и изменив свои подходы, они будут зарабатывать больше. Но это только на словах. Обычно менеджер по продажам предпочитают свою синицу в руках потенциально возможному журавлю в небе.
Исходя из всего сказанного, становится понятно, почему так часто прочитав даже хорошую книгу или посетив тренинг действительно сильного тренера, менеджер по продажам выносят пессимистический вердикт: «это неприменимо». Когда такое говорят мне или пишут на форумах, я ехидно отвечаю: «для вас - да». Но не потому что это неприменимо вообще. А потому что Вы не имели смелости и настойчивости научиться это применять. Почему-то любому понятно, что после просмотра выступления чемпиона мира по бальным танцам и пары уроков он вряд ли сможет воспроизвести то, что делали чемпионы так же красиво и быстро.
В сущности реактивные менеджеры во время обучения и работы применяют «стратегию неудачника» или стратегию ограничений. После непродуктивного взаимодействия с клиентом они обрабатывают информацию о случившимся, задавая себе следующие вопросы:
- Что пошло не так?
- Почему это произошло именно со мной?
- Кто виноват?
- Чего я больше никогда не буду делать?
Очевидно, что постоянное применение стратегии неудачника приводит к тому, что реактивный менеджер по продажам:
- Будет убежден, что продавать можно только так, как у него получается само собой.
- Будет сопротивляться любым инновациям и тренингам, так как они, по его мнению, не способны повлиять на его продажи.
- Такой менеджер научится мастерски оправдывать свои неудачи.
- Такой менеджер не будет делать ничего, что поможет ему добиться успеха.
Существует ли другой вариант? Конечно! О проактивном подходе и стратегии удачника – в следующей статье.
Справка
Компания "Новые технологии бизнес-обучения" предлагает удобный каталог бизнес-тренингов, который содержит более 100 программ.
Каталог разделен на 22 направления, в том числе это тренинги по продажам, тренинги для руководителей, тренинги переговоров, тайм-менеджменту, управлению конфликтами, тренинги для call-центров, тренинги по сервису, тренинги по телефонным продажам, публичным выступлениям, работе с возражениями, деловой коммуникации, а также консалтинг и коучинг специалистов разных уровней от менеджеров среднего звена (групповой коучинг) до индивидуального коучинга руководителей компаний и владельцев бизнеса.
Подобный структурированный каталог, где представлены бизнес-тренинги на большинство актуальных тем, во многом является уникальным на рынке бизнес-обучения.
Новости
Возможно, лучшая книга по продажам B2B.
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Михаила Казанцева «Школа B2B продаж. От понимания ситуации клиента к сделке» - первое в России визуализированное пособие, где системно рассматриваются технологии продаж B2B. Книга быстро завоевала признание читателей и популярность. По итогам первой недели продаж книга стала бестселлером. В книге описаны 9 измерений ситуаций сделки и кардинальные различия между B2B и B2C продажами. Книга богато иллюстрирована и содержит 115 авторских рисунков.
Коучинг для руководителей и владельцев бизнеса от Михаила Казанцева
Коучинг Михаила Казанцева для владельцев бизнеса и руководителей «Процветание. Новый взгляд» - это индивидуальная программа системных изменений, которая основана на трех ключевых составляющих: личности, стратегиях взаимодействий, управлении ситуацией. Такой трехмерный подход опробован Михаилом Казанцевым в течение двадцатилетней практики коуча. В виде законченной системы он является авторским ноу-хау.
В отличие от большинства тренеров и коучей, которые обучают целеполаганию и технологиям успеха, Михаил Казанцев рассматривает процветание не как состояние, а как ситуацию.
«Процветание. Новый взгляд» - это новое понимание жизненного успеха и процветания, своих ключевых ресурсов и предназначения, гармонизация личных и профессиональных целей, формирование внутреннего стержня для преодоления сложных жизненных ситуаций и кризисов. Наконец, это просто возможность почувствовать себя более счастливым.
Программа коучинга адресована владельцам и руководителям компаний. Ряд модулей программы - молодым карьеристам.
Статьи на эту тему
- 19.08
- 27.02
- 10.12
- 12.01
- 03.12