Наставничество. Методологические аспекты и технология обучения сотрудников
Введение
Одной из важнейших задач обучения персонала, как правило, является проведение обучения в кратчайшие сроки и подготовка максимально большого количество специалистов с помощью одного курса. Каскадный метод обучения – это передача знаний, навыков и осуществление контроля сверху – от бизнес-тренера до линейных руководителей. И как нельзя лучше для осуществления такого обучения подходят тренинги по наставничеству. Это позволяет выработать у линейных руководителей полный комплекс компетенций, достаточных для эффективного обучения и помощи сотрудникам на рабочих местах. Таким образом, сотрудники более высокого уровня выступают как наставники для сотрудников нижестоящих ступеней.
Внедрение наставничества в компании позволит:
- Сотрудники смогут максимально эффективно проходить этап адаптации в коллективе и на рабочем месте.
- За минимально короткий срок сотрудник достигает высоких результатов деятельности.
- Повысить качество подготовки персонала и его профессионализм.
- Обеспечить индивидуальный подход к мотивации сотрудника, исключить состояния «Не могу, не хочу», «Могу, не хочу».
- Снизить показатели текучести кадров.
- Снизить затраты компании на поиск персонала.
Целевая аудитория тренинга
Наставники, линейные руководители, супервайзеры и все специалисты, в чьи должностные обязанности входит обучение и помощь сотрудникам на рабочих местах.
Цели обучения
Сформировать системный подход к реализации программ наставничества в организации.
Ожидаемые результаты. Участники тренинга:
- Оценят свои компетенции, как наставника.
- Освоят методику обучения взрослых.
- Освоят техники и приемы эффективного развития персонала.
- Отработают навыки формулирования целей и задач для подчиненных.
- Освоят инструменты дл] развития коммуникативные навыков наставника.
- Овладеют навыками изменения поведения сотрудников, не подавляя их, а развивая.
- Научаться противостоять возможным манипуляциям подопечных.
- Научатся эффективно взаимодействовать с возможными сложными подопечными.
- Освоят методику индивидуальный подход к каждому сотруднику.
В программе тренинга
- Введение понятия «Наставничество». Наставничество и Корпоративная Культура.
- Что такое наставничество и в чём его преимущества?
- Отличия наставничества от других форм корпоративного обучения.
- Исследование различных форм наставничества.
- Исследование процесса наставничества.
- Этапы процесса и основные аспекты работы наставника.
- Что такое «быть наставником»?
- Роль наставника.
- Функции наставника.
- Необходимые компетенции профессионального наставника.
- Распределение времени наставника между своими обязанностями.
- Уровни изменений в сотрудниках при реализации наставничества.
- «Окно джохари» или как обучаются взрослые.
- Концепция профессионального обучения. Цели и задачи профессионального обучения.
- Основные методы профессионального обучения: обучение вне рабочего места и обучение на рабочем месте.
- Инструменты наставника.
- Структура обучающей сессии.
- Навык установления и поддержания контакта. Роль эмоций в процессе обучения.
- Коммуникативные компетенции наставника.
- Активное слушание.
- Постановка вопросов.
- Работа с возражениями и сомнениями.
- Устранение сопротивления.
- Пирамида логических уровней.
- Обратная связь для подопечных.
- Конструктивная и неконструктивная обратная связь.
- Отсутствие обратной связи.
- Обратная связь – похвала/критика.
- Сложные ситуации в процессе обучения.
- Преодоление сопротивления.
- Ответы на каверзные вопросы.
- Техники реагирования на агрессивное поведение обучающихся.
- Как обучать так, чтобы ученик хотел делать то, чему его научили?
- Как сделать, чтобы ученики брали на себя ответственность? «Сложные ученики».
- Манипуляции со стороны обучающихся. Как успешно их преодолеть.
- Методы контроля качества обучения. Планирование, постановка целей, критерий SMART.
- Критерии оценки подчиненных. Определение на основе результатов оценки направлений развития подчиненного.
Методы проведения
Информационные блоки в сочетании с практическими заданиями, анализ конкретных ситуаций из практики участников, упражнения.
Формат тренинга
Два дня: с 10:00 до 18:00
Ежедневно два кофе-брейка: по 15-20 минут
Ежедневно обеденный перерыв: 60 минут